Тали

Тали представляют собой простые по устройству и небольшие по размерам грузоподъемные механизмы, подвешиваемые к высоко расположенным опорам. В зависимости от привода различают тали ручные и электрические.

Ручная таль это полиспаст, у которого в качестве тягового органа используются пластинчатые шарнирные или сварные калиброванные цепи, огибающие звездочки или цепные блоки. Применение цепей исключает необходимость в барабане и позволяет сделать механизм компактным и легким.

Наиболее распространены ручные тали с червячным подъемным механизмом (рис. 43). Крюком 6 они подвешиваются к конструкции (тренога, козлы, балки и т. п.), расположенной над грузом, который поднимается при помощи грузового крюка 1. При вращении бесконечной цепью 9 приводного колеса 7 движение через червяк 8 и червячную шестерню 5 передается ведущей звездочке 4, которая с помощью грузовой цепи 2 поднимает или опускает крюковую обойму.

С целью повышения коэффициента полезного действия червячная передача в талях выполняется несамотормозящейся с двухзаходным червяком. Поэтому для удержания поднятого груза и безопасности его спуска в червячных талях применяют конусные или дисковые грузоупорные тормоза 3. В этих тормозах для создания тормозного момента используется осевое усилие червяка S, создаваемое весом груза Q(рис. 44). Поскольку осевое усилие зависит от веса груза, грузоупорные тормоза, применяемые в талях, обладают ценным свойством саморегулирования и работают вполне надежно.

Конусный грузоупорный тормоз (рис. 44, а) состоит из внутреннего конуса 1, закрепленного на валу червяка, и храпового колеса

3, имеющего конусное углубление и пяту, которой оно упирается в неподвижную опору 2. Направление осевого усилия при подъеме и опускании груза не изменяется, поэтому рабочие поверхности тормоза всегда остаются прижатыми друг к другу. Во время подъема червяк вместе с храповым колесом свободно вращается, так как собачка 4 скользит по зубьям колеса. При остановке груза собачка упирается в зуб колеса, предотвращая самопроизвольное опускание груза.

Для опускания груза рабочий должен вращать приводное колесо в обратном направлении и преодолевать избыточный тормозной момент на конусных поверхностях тормоза. При этом храповое колесо стоит неподвижно, а внутренний конус с червячным валом вращается.

Отрицательным свойством конусного тормоза является необходимость затрачивать энергию на опускание груза.

Работа дискового грузоупорного тормоза (рис. 44, б) в червячных талях не отличается от работы конусного тормоза.

Переносная     шестеренчатая таль (схема) показана на рис. 45. Рабочее усилие для подъема груза Q

Р =  Q r / iпол iпер Rη     кгс (дан), (124)

где iпол — кратность полиспастной подвески; r — радиус ведущей звездочки, м; iпер — передаточное число червячной передачи;

R — радиус приводного колеса, м; η — к. п. д. тали, равный 0,53 — 0,77. Ручные тали изготовляют грузоподъемностью от 1 до 10 т при высоте подъема 3 м. Их используют для монтажа и ремонта оборудования, а  также для различных     вспомогательных работ при монтаже конструкций.

Тали, укрепляемые на тележках, перемещающихся по монорельсам, называются кошками.

Электрические передвижные тали

Компактные электрические лебедки, подвешиваемые к тележкам, которые передвигаются по рельсу, называются электротельферами (рис. 46). Тележки электроталей в большинстве случаев имеют электрический привод.

Управление электротельфером осуществляется снизу при помощи свисающего легкого пульта с кнопками, соединенного с электроаппаратурой тельфера гибким кабелем.

Электроталь состоит из электродвигателя 7, барабана 5, на котором подвешен грузовой полиспаст с крюковой обоймой 2, зубчатой передачи 4 и 6 и автоматического грузоупорного дискового тормоза 5. Как только груз отделится от земли, на зубчатом колесе 9 возникает момент, который перемещает колесо по резьбе 11 к храповику 12 и зажимает его, после чего эта система (диск 7, храповик и зубчатое колесо) продолжает вращаться как одно целое.

По окончании подъема и прекращении работы привода груз начал бы опускаться и вращать валы механизма в обратную сторону, но собачка 8 сейчас же упирается в храповик и останавливает его. Вследствие этого останавливается и зубчатое колесо, связанное с храповиком силой трения, и дальнейшее опускание груза прекращается.

При опускании груза вал 10 вращается в сторону опускания, зубчатое колесо отходит от храповика вправо, тормоз размыкается,

и груз под действием собственного веса опускается. Однако, подчиняясь закону свободного падения, он опускается не равномерно, а ускоренно, приводя в такое же ускоренное движение все звенья подъемного механизма, в том числе и зубчатое колесо. В результате через короткий промежуток времени зубчатое колесо начинает обгонять вал и перемещаться по резьбе 11 влево, доходит до храповика и зажимает его. При этом тормоз замыкается и останавливает груз. Продолжающий вращаться в направлении опускания груза рабочий вал снова отводит зубчатое колесо вправо, размыкает тормоз, и груз снова получает возможность свободно опускаться, что завершается, как и в первом цикле, автоматическим замыканием тормоза.

Таким образом, процесс опускания груза при этом тормозе со стоит из ряда чередующихся свободных падений и остановок. Что бы сократить продолжительность и путь отдельных падений груза, при регулировании тормоза стараются довести зазор е до минимума. В хорошо отрегулированном тормозе неравномерность опускания груза практически не должна ощущаться.

Монорельсы для передвижения талей имеют сечения различной формы (рис. 47): в виде двутавра, специального тавра, коробчатого, крестообразного и других профилей. Наиболее распространены профили двутавровый и специальный тавровый.

Электрические передвижные тали выпускают грузоподъемностью от 0,25 до 5 т при высоте подъема 6 м. Применяются также электротали грузоподъемностью 10 т. Благодаря компактности конструкции, простоте обслуживания и легкости установки электротали на ходят широкое применение на заводах стройиндустрии для выполнения подъемно-транспортных, монтажных и ремонтных работ. Кроме того, электроталь иногда является составной частью машины, выполняя функции механизма подъема, например в мостовых кранах.

Яндекс.Метрика