Общие сведения
Классификация грузоподъемных машин. Каждая машина представляет собой механизм или комплекс механизмов, сконструированный для выполнения полезной работы. Механизм — это кинематическая цепь элементов (деталей и узлов), предназначенная для совершения определенных целесообразных движений.
Различают машины-двигатели, которые преобразуют энергию в механическую работу, и рабочие машины, преобразующие механическую работу, полученную от двигателя, в работу по выполнению технологических операций. Грузоподъемные машины являются рабочими машинами.
Используемые на заводах строительных изделий и на строительных площадках грузоподъемные машины в зависимости от их конструкции и назначения можно разделить на две группы: простые машины и краны (рис. 2).
Простые машины:
домкраты — для Подъема груза на небольшую высоту;
тали и тельферы — для подъема груза и его перемещения по линии рельса;
лебедки — для подъема или подтягивания груза; они также входят в состав более сложных машин;
строительные подъемники — для подъема груза на платформе, движущейся по направляющим.
Краны:
мачтово-стреловые стационарные краны — для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в пределах площади, охватываемой стрелой;
стационарные поворотные краны — для обслуживания отдельных рабочих мест в цехах;
башенные краны — для перемещения грузов и монтажа конструкций в зоне, обслуживаемой стрелой и рельсовыми путями, и на большой высоте;
портальные строительные краны — для погрузочно-разгрузочных работ и горизонтального перемещения груза в зоне рельсовых путей;
самоходные стреловые краны — для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в зоне любой конфигурации;
мостовые краны — для перемещения груза в пределах площади прямоугольника (цеха);
козловые краны — для перемещения груза также в пределах прямоугольника (используются на складах и для монтажных работ);
кабельные краны — для перемещения грузов и монтажа конструкции в зоне несущего каната, натянутого между двумя опорами.
Простые машины обеспечивают в основном вертикальное перемещение грузов и по этому состоят только из механизма подъема (кроме тельфера, имеющего также механизм для горизонтального передвижения). Краны перемещают грузы в вертикальном и горизонтальном направлениях, поэтому, кроме механизма подъема, они снабжены механизмами поворота стрелы (башни), горизонтального передвижения груза, изменения вылета стрелы и передвижения крана.
Основными характеристиками грузоподъемной машины служат ее номинальная (расчетная) грузоподъемность Q и высота подъема
II. Краны стреловые, портальные и башенные, кроме того, характеризуются вылетом стрелы R, т.е. расстоянием от оси вращения крана до оси груза, а краны мостового типа — пролетом L, т. е. расстоянием между опорами моста.
Производительность грузоподъемной машины зависит как от высоты подъема и вылета стрелы (пролета), так и от скоростей подъема груза, передвижения машины и поворота стрелы.
Краны иногда дополнительно характеризуют удельной металлоемкостью, т.е. отношением веса крана G к произведению грузоподъемности па вылет стрелы G/QR или на пролет крана G/QL а также удельной энергоемкостью N/П, где N— мощность двигателей, установленных на кране; П — производительность крана.
Из двух одинаковых по типу кранов при равных показателях (производительность, грузоподъемность, высота подъема, надежность, долговечность и т. п.) лучше тот, у которого меньше удельные металлоемкость и энергоемкость.
Условия работы грузоподъемных машин
При нарушении правил эксплуатации грузоподъемных машин создается опасность для людей. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание оздоровлению труда и его безопасности. Еще в мае 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об инспекции тру да», а в конце 1918 г. был утвержден первый советский Кодекс законов о труде. В социалистической промышленности облегчение и оздоровление условий труда, устранение причин травматизма и заболеваемости рабочих рассматривается как государственная задача.
На всех предприятиях работа по технике безопасности возложена на главных инженеров, которые руководят специальными бюро или отдельными выделенными для этого работниками.
Изготовление и эксплуатация грузоподъемных машин регламентируется «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Контроль за выполнением этих правил возложен на органы Госгортехнадзора СССР — Государственного Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.
Производительность
Работа грузоподъемных машин совершается по определенному циклу, который слагается из подвешивания или захвата груза, рабочего хода (подъем, перемещение в горизонтальной плоскости и опускание груза), освобождения груза и холостого хода к месту повторной загрузки.
При работе без перерывов производительность грузоподъемной машины
П = 3600Q/tц т/ч, (1)
где Q—масса одновременно поднимаемого груза, т; tц— продолжительность одного цикла, сек.
Режим работы
В зависимости от условий использования машины режим (интенсивность) работы ее механизмов может быть раз личным. Различие в режимах работы учитывают при расчете механизмов и металлических конструкций грузоподъемных машин и под боре привода и двигателей, выбирая соответствующие запасы прочности, коэффициенты динамичности и т. п.
График загрузки двигателя и механизма грузоподъемной машины показан на рис. 3.
В грузоподъемных машинах, используемых на заводах строи тельных материалов, различают три режима работы: легкий, средний и тяжелый, отличающиеся один от другого относительной
продолжительностью включения механизма, числом его включений в час и средним использованием.
Относительной продолжительностью включения механизма ГШ называется отношение суммы продолжительности фактической
работы механизма ∑ti в течение цикла к общей продолжительности цикла tц, включающего время работы и длительность пауз:
"V t-
ПВ = (∑ti / tц )100. (2)
В табл. 1 приведены основные характеристики режимов работы электрооборудования грузоподъемных машин.
При расчете деталей и узлов машин на прочность пользуются коэффициентом динамичности нагрузок кд, значения которого в зависимости от режима работы следующие:
Тяжелый.......1,з
Средний........1,2
Легкий . . . . ... .1,1
Таблица 1. Примеры характеристик режимов работы
Режим |
Продолжи- тельность включения ПВ, % |
Число включений механизма в час |
Коэффициенты использования механизмов |
||
по грузу *гр |
по времени |
||||
года КТ |
суток Кс |
||||
Легкий |
15 25 |
60 |
0,5 0.1 |
0,25 0,1 |
0,33 1 |
Средний |
15 25 40 |
120 |
1 0,5 0,25 |
1 0,5 1 |
0,67 0,67 1 |
Тяжелый |
25 4Э |
240 |
1 0,75 |
1 0,75 |
0,67 |
Примечание. Коэффициент использования по грузу Кгр определяют делением средней величины груза на номинальный (расчетный) груз, коэффициент годового использования машины Кг — делением числа дней работы в году на 365 дней, коэффициент суточного использования машины Кс — числа часов работы в сутки на 24 ч,
Отдельные механизмы грузоподъемной машины могут работать на различных режимах. Общий режим ее работы определяют по ре жиму основного механизма — для подъема груза. Обычно в строительстве для монтажных работ характерен легкий режим, для перегрузочных — средний, при грейферах (§ 2) — тяжелый.
Расчетные нагрузки. На грузоподъемные машины и на их элементы действуют главным образом четыре вида нагрузок: 1) вес груза и грузозахватных устройств; 2) собственный вес конструкции; 3) инерционные нагрузки, возникающие в процессе пуска и торможения; 4) ветровая нагрузка.
Расчет инерционных нагрузок, определяемых динамическим моментом, основывается на положениях, известных из теоретической механики.
Динамический момент при поступательном движении масс
Мдин = j г0 кгс • м (дан . м)*, (3)
при вращательном
МдИН = Ifi кгс • м (дан • м), (4)
где q — Вес поступательно движущихся элементов крана, кгс; g — ускорение силы тяжести, м/сек2; j — ускорение движущегося тела, м/сек2; г0— плечо силы;
[. — момент инерции вращающихся элементов крана, кгс • мх
X сек2 (дан • м • сек2); е — угловое ускорение, 1/сек2.
Момент инерции tt отдельных элементов крана, например мачты, стрелы, груза, определяют в зависимости от размещения их веса G и расстояния г0 от центра тяжести этого веса до оси вращения (рис. 4).
Для роторов электродвигателей в каталогах приводятся значения не момента инерции, а так называемого махового момента CD2 (см. табл. 2 и 3). Так как при массе тела m и радиусе инерции Rt
It - mR2p
зависимость между маховым моментом и моментом инерции определяется по формуле
Маховые моменты используются также для учета динамики соединительной муфты и тормозного шкива (рис. 5).
Ветровая нагрузка определяется сопротивлением встречного ветра Wвет. Это сопротивление считают действующим горизонтально и пропорциональным наветренным площадям крана F, перемещаемого груза и распределенной ветровой нагрузке w:
Wвет = f(w,F)кгс(дан). (6)
Подробнее расчет ветровой нагрузки изложен в ГОСТ 1451—65.
Силовое оборудование
В грузоподъемных машинах применяется следующее силовое оборудование: электродвигатели, двигатели внутренне го сгорания, гидравлический и пневматический приводы.
Наиболее широко применяют электрические двигатели. К их достоинствам относится: возможность установки индивидуальных двигателей для каждого механизма (многодвигательный привод), что исключает сложные трансмиссии; удобство управления отдельными механизмами; возможность дистанционного управления и автоматизации; высокая экономичность; независимость от температурных и атмосферных условий; постои иная готовность к работе и чистота рабочих мест. К тому же для электродвигателей не нужно топлива.
Автоматизация управления электрическим двигателем дает возможность регулировать скорость механизма в широких пределах (в 10 -12 раз меньше номинальной) и точно останавливать груз в заданной точке пути.
При работе кранов кратковременные рабочие периоды чередуются с кратковременными паузами (так называемый повторно-кратковременный режим). Для этих условий применяют специальные крановые электродвигатели, чаще всего асинхронные трехфазного тока напряжением 220 и 380 В с фазовым или короткозамкнутым ротором. Крановые электродвигатели обладают значительной перегрузочной способностью, удовлетворительно работают при частых пусках и торможениях, допускают регулировку угловой скорости.
Как видно из табл. 2 и 3, в зависимости от величины ПВ один и тот же двигатель обеспечивает разную мощность и соответствен но разное число оборотов в минуту.
Таблица 2. Примеры характеристик электродвигателей серии МТ (В) с фазовым ротором
Тип электродвига теля |
ПВ = 15% |
ПВ = 25% |
ПВ = 40% |
Кратность макси мального момента ПВ = 25% λмах |
Махо вой момент ротора (GD2i), кг • м2 |
Масса элект родви гателя, кг |
|||
Мощ ность, квт |
Ско рость вра щения, об/мин |
Мощ ность NHOM, квт |
Ско рость вра щения nном, об/ мин |
Мощ ность, квт |
Ско рость вра щения, об/мин |
||||
МТ(В)31-8 |
9,3 |
688 |
7,5 |
702 |
6,3 |
912 |
2,6 |
1,05 |
218 |
МТ(В)41-8 |
13,2 |
708 |
11 |
715 |
8,8 |
722 |
2,9 |
1,86 |
300 |
МТ(В)42-8 |
18 |
713 |
16 |
718 |
13 |
724 |
3 |
2,7 |
365 |
МТ(В)51-8 |
26,5 |
716 |
22 |
723 |
17,5 |
728 |
3 |
4,4 |
435 |
МТ(В)52-8 |
36 |
720 |
30 |
725 |
23,5 |
730 |
3 |
5,7 |
510 |
МТ(В)61-10 |
36 |
569 |
30 |
574 |
24 |
579 |
3,3 |
13 |
785 |
МТ(В)62-10 |
55 |
572 |
45 |
577 |
36 |
582 |
3,2 |
17,5 |
945 |
МТ(В)63-10 |
72 |
572 |
60 |
577 |
48 |
581 |
2,9 |
22 |
1100 |
Таблица 3. Примеры характеристик электродвигателей серии МТК(В) с короткозамкнутым ротором
Тип электродвига теля |
ПВ = 15% |
ПВ = 25% |
ПВ = 40% |
Кратность момента при ПВ = 25% |
Махо вой момент ротора (GD2i), кг • м2 |
Масса элект родви гателя, кг |
||||
мощность, квт |
скорость вращения, об/мин |
Мощность NHOM , квт |
Ско рость вра щения nном, об/ мин |
Мощ ность, квт |
скорость вращения, об/мин |
максимального λмах |
начального λнач |
|||
МТК(В)11-6 |
2,7 |
837 |
2,2 |
883 |
1,8 |
910 |
2,6 |
2,6 |
0,16 |
79 |
МТК(В)12-6 |
4 |
852 |
3,5 |
875 |
2,8 |
907 |
0,25 |
98 |
||
МТК(В)21-7 |
6,2 |
880 |
5 |
910 |
4,2 |
925 |
3,1 |
2,9 |
0,39 |
130 |
МТК(В)22-6 |
9 |
7,5 |
905 |
6,3 |
922 |
3 |
0,55 |
153 |
Номинальный крутящий момент при ПВ == 25% принимают
Мтм = 975 Nном / nном кгс • м (дан . м). (7)
Двигатели внутреннего сгорания используют на самоходных кранах (рис. 2, б). Так как эти двигатели не связаны с внешним источником энергии, они обеспечивают работу кранов в любых условиях. Основные их недостатки: невозможность реверсирования и отсутствие перегрузочной способности, необходимость в коробке передач для изменения крутящего момента и для реверсирования, зависимость от температурных условий и сравнительно малый срок службы.
На передвижных кранах применяют дизельные и карбюраторные двигатели. Дизельные двигатели, расходующие дешевое дизельное топливо, более экономичны и используются значительно чаще, чем карбюраторные. Удельный расход топлива в дизельных двигателях на 30—35% меньше, чем в карбюраторных. Они надежнее в работе, так как не имеют карбюратора и системы зажигания, и менее опасны в пожарном соотношении. Недостатками дизельных двигателей являются их несколько большая масса, чем карбюраторных, и трудность пуска в холодное время года.
Когда нужен многодвигательный привод для крана, не зависящего от внешнего источника питания, применяют дизель-электрический привод. В этом случае находящийся на кране дизель приводит в действие электрический генератор, который питает соответствующие электродвигатели крана.
Г и д р а в л и ч е с к и й привод, успешно применяемый в грузоподъемных машинах, состоит из насоса, системы распределения, гидродвигателей, цилиндров с поршнями и трубопровода. Насос приводится в действие электродвигателем или двигателем внутренне го сгорания.
К основным достоинствам гидравлического привода относятся: возможность изменения скоростей без применения передач, что позволяет получить простую систему малых габаритов и массы, особенно при нескольких механизмах; большая надежность; широкий диапазон регулирования; плавность работы; возможность работы при больших усилиях.
Недостатки гидравлического привода: необходимость в установке (помимо двигателя) насоса и рабочих цилиндров, требующих высокой точности изготовления, а также применения специальных жидкостей при низких температурах; снижение к. п. д. при длинных трубопроводах.
Пневматический привод применяют лишь в отдельных типах вспомогательных устройств (например, в тормозных устройствах, в системах управления и т. д.). Как и гидравлический привод, он состоит из рабочих цилиндров с поршнями, системы распре деления и трубопровода, но в нем вместо жидкости, нагнетаемой насосом, применяется сжатый воздух, подаваемый компрессором. Существенный недостаток пневматического привода — небольшой к. п. д., что обусловлено падением давления сжатого воздуха и его утечками.