Механизм передвижения
Принципиальная схема механизма передвижения изображена на рис. 33, а. Ходовые колеса машины 1 перекатываются по рельсам 2 или непосредственно по местности (пневмоколесные краны) и перемещают всю машину. Колеса связаны при помощи нескольких (обычно зубчатых, реже цепных) передач 3 с двигателем 5.
По общей схеме передач механизм передвижения сходен с механизмом подъема: как и в механизмах подъема, на одном из валов установлен тормоз 4, предназначенный для удержания крана на месте при воздействии ветрового давления и при установке крана на площадке с уклоном.
Для перемещения отдельных частей крана (например, тележки по мосту или стреле) применяют канатные механизмы передвижения (рис. 33, б). К обоим концам передвигающейся по рельсам те лежки 6 крана, несущей подъемный механизм, прикреплены тяговые канаты 8, один из которых огибает неподвижный блок 7; свободные концы канатов крепятся к барабану 9 так, что конец одного каната подходит к нему сверху, а конец другого — снизу. При вращении барабана один конец свивается с него, а второй навивается, и этим обеспечивается перемещение тележки. Направление ее перемещения зависит от направления вращения барабана, который при помощи передач 10 связан с двигателем 5. В механизме имеется тормоз 11.
Расчет механизма передвижения
Сопротивление перемещению крана, движущегося вверх под углом (рис. 34),
Wпер = f0β0G0 cos ά + G0 sin ά + Wвет кгс(дан), (88)
где G0 — вес крана с полезной нагрузкой, кгс(дан); ά — угол наклона местности, град; Wвет — сопротивление ветра; f0 — коэффициент сопротивления движению на горизонталь ном пути;
β0 — коэффициент, учитывающий трение ступиц о раму и ре борд колес о рельсы. Например, при подшипниках качения и конических колесах мостовых кранов β0=1,5 - 2,5, а при цилиндрических колесах β0= 2,5 - 3,3. Коэффициент сопротивления движению называется в теоретической механике коэффициентом тяги. При движении груза на ко лесах
f0 = (K + f r) / Rкол. (89)
где К — плечо трения качения колеса по опорной поверхности,
см;
f — коэффициент трения цапфы в подшипнике; r — радиус цапфы оси колеса, см; Rкол — радиус колеса, см.
Коэффициент трения / принимают при подшипниках скольжения 0,08—0,12; при подшипниках качения 0,01—0,02. Плечо силы
трения качения К для чугунных и стальных колес при качении по стальным рельсам принимают 0,05—0,08 см.
Обычно величину f0β0 называют основным удельным сопротивлением движению и обозначают ω. Для тележек рельсовых кранов
ω = β0(K + f r) / Rкол. (90)
Для кранов на пневмоколесном ходу, например, принимают следующие значения ω в зависимости от покрытия дороги:
Цементобетонные и асфальтобетонные 0,01—0,02
Щебеночные 0,02—0,03
Грунтовые сухие и ровные 0,04—0,05
Мощность на валу двигателя механизма передвижения
N= Wпер ύпер / 102η квт, (91)
где ύпер — скорость передвижения, м/сек.
При канатном механизме передвижения (рис. 33, б), кроме сопротивления передвижению Wпер , учитывают сопротивление, возникающее при перетягивании грузового каната через блоки, и сопротивление от натяжения нерабочей ветви тягового каната 8.